Плёс: я знал, что там красиво, но не думал, что настолько

Арсений Клиничев
5 min readOct 26, 2020

--

Когда я планировал поездку по Золотому кольцу, я слабо представлял себе, что именно должно было меня впечатлить в Плёсе. Но я решил, что там обязательно стоит переночевать, чтобы увидеть и закат, и рассвет. В конце концов, если это место так сильно притягивало и продолжает притягивать художников со всей страны, то, наверно, стоит полюбоваться волжскими пейзажами не только при ярком дневном свете.

Но сначала посмотрим на карту и сделаем несколько пометок на ней.

  1. Соборная гора и гора Левитана — главные смотровые площадки Плёса. Они поднимаются над Волгой на высоту около 50 метров.
  2. Северцево — район с многоквартирными советскими домами; я снимал квартиру в одном из них.
  3. Усадьба Миловка известна как резиденция Дмитрия Медведева. Именно она фигурировала в расследовании ФБК “Он вам не Димон”, которое вышло в марте 2017 года и послужило поводом для протестных акций по всей России.

Моя прогулка началась с набережной Волги.

На противоположном берегу уже Костромская область

Приятно было видеть, как здесь попытались воссоздать дух того дореволюционного городка, который в своё время приглянулся Левитану и Шаляпину (именно его фигура на фото справа). В разных городах я часто вижу ошибки на вывесках с дореволюционной орфографией, но тут мне не к чему было придраться! Более того, здесь позаботились не только о визуальной составляющей образа города, но и о звуковой: на набережной звучали только русские песни конца XIX века или первой половины XX века.

Въезд в исторический центр города ограничен. По набережной можно прокатиться, только если есть специальный пропуск, и как раз поэтому здесь действительно очень тихо и спокойно.

Исаак Левитан — особая фигура в истории Плёса. За три года пребывания в Плёсе он написал около 200 картин. По одной из версий, прообразом для церкви на картине “Над вечным покоем” послужила Петропавловская церковь в Плёсе, которая стояла на вершине горы, ныне именуемой горой Левитана.

Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894

Однако церковь, которую видел Левитан, сгорела в 1903 году. Сейчас на месте этой церкви находится похожая на неё Воскресенская церковь, которую перенесли из села Билюково Ильинского района Ивановской области в 1982 году.

Погуляв вокруг церкви, я спустился с горы Левитана и поднялся на Соборную — как раз оттуда открывается классический открыточный вид на Плёс.

А потом я вновь спустился на набережную и пошёл на запад, в сторону Миловки… Нет, я не стал ломиться к Медведеву, однако я дошёл до горнолыжного парка “Милая гора” совсем недалеко от Миловки и зашёл в кафе “Чугунок”. Оно находится высоко над Волгой, и вид оттуда открывается фантастический!

Близился вечер, и я решил ещё раз посетить две главные вершины Плёса.

Ночь прошла, наступило утро, и это утро было именно таким, как я хотел. Я даже не сразу пошёл к Соборной горе. Сначала я попробовал запечатлеть утренний туман рядом с дорогой, ведущей в Плёс…

Но то, что я увидел с Соборной горы, меня потрясло. Волгу заволокло туманом настолько, что противоположного берега совсем не было видно!

Потом я побежал на гору Левитана, и я ещё успел застать туман там…

Туман рассеялся буквально за 10 минут. Когда я спустился к Волге, его уже не было.

То, что я увидел тем утром в Плёсе, мне казалось самым настоящим чудом природы. Я совершенно не ожидал увидеть такую красоту сравнительно недалеко от Москвы, а ведь впечатления от увиденного в Плёсе сравнимы с тем, что я раньше чувствовал только на берегах горных озёр Швейцарии.

--

--

Арсений Клиничев

Автор канала «Энциклоп» и любитель долгих прогулок